Автор: Лидия Ситникова, писатель-фантаст
Что вы сделаете, если здоровенный хулиган даст вам пинка или плюнет в лицо? Броситесь в драку, рискуя быть покалеченным, стерпите обиду или выкинете что-то куда более неожиданное?..
Такой, казалось бы, тривиальный вопрос ставит перед нами завязка романа. С первых же строк автор обращается к непростой теме «человека, не такого как все». «Не такой» в данном контексте – опережающий сверстников, выдающийся. Но ненавязчиво проводится и другая мысль: не таким может быть кто угодно. Чересчур спокойный, слишком застенчивый, глуповатый… Любой, кто отличается от общепринятой «середины», «нормы» — не такой. И подлежит травле.
Именно поэтому тема неоднозначная и сложная. Как поступить, если ребенка обижают и травят в школе? Пойти разбираться? Записать сына в секцию бокса? А если взглянуть глазами самого ребенка, что он выберет? Ответы на эти вопросы нельзя дать один раз и для всех. Каждый выбирает для себя сам – так, как это делает Михаил, герой «Борьбы или бегства». Кстати, с первой страницы романа Михаил – Миша – показан не ребенком, он мыслит и действует как умудренный годами человек, расчетливый и рациональный. И в этом его беда. Потому что когда приходит время столкнуться лицом к лицу с реальным врагом – расчеты и рацио не помогают. В итоге выход из конфликта диктует эмоция.
«Борьба или бегство» – это роман о выборе вообще, что и задается названием с самого начала. Но в первую очередь это книга о главенствующей стороне человеческой натуры: эмоциях или разуме. Автор замечательно показывает эту черту на примере Михаила: такая, казалось бы, чисто эмоциональная вещь как сексуальные отношения с девушками становится еще одним пунктиком в мысленном перечне жизненных целей подростка. Эмоцио переходит в рацио. Но на всякое действие есть свое противодействие, и если до сих пор Михаилу не были знакомы подлинные чувства, то после встречи с Надей его рацио вытесняется. Оно еще поборется – в попытках вполне разумно защитить Надю от тиранки-матери, успокоить ее, просчитать возможность для улучшения отношений таким необычным способом, как секс втроем. Но именно здесь Михаил наконец-то поймет, что нельзя жить только «по уму». В жизни есть и должно быть место эмоциям, и не где-то в уголке, а полноправное место за общим «столом». Михаил поймет и примет, что человек без эмоций есть машина.
Что еще хочется отметить в романе – умение автора показать бытовые трудности с самой их яркой и сложной стороны. Мать, давящая дочь своей авторитарностью; вялый и бессловесный отец; конфликт «желающих как лучше» родителей и сына. Находится место и для социальных проблем – мотив несогласия, мотив бунтарства тоже присутствует, и автор умудряется показать всё это неоднозначно, предоставляя читателю самому решать, на чьей он будет стороне.
Внутренний конфликт героя разворачивается постепенно – за ним неторопливо (иногда, кажется, даже чересчур неторопливо) следуешь по страницам книги. Книга мягко утягивает за собой, увлекает, и только иногда спотыкаешься о слишком правильные, маложивые фразы. С одной стороны, всё описываемое в романе весьма тривиально – и стычки школьников, и первая любовь, и первая измена, и попытки заниматься своим бизнесом. Но это книга о взрослении и становлении человека, где в главном герое каждый хоть немного – но узнает себя. Узнает и, возможно, откроет кое-что новое о себе самом.
Лидия Ситникова, писатель-фантаст
О романе «Борьба или бегство«