Борьба или бегство. Рецензия Марины Тюлькиной

Автор: Марина Тюлькина, редактор издательства «Ridero»

Роман «Борьба или бегство» представляет собой образную реконструкцию биографии молодого человека. Автор рассказывает о детстве и школьных годах Миши – эгоистичного, самовлюбленного мальчика, упивающегося своим интеллектуальным превосходством над большинством «серых» одногодок. Первым серьезным испытанием для него становится  травля со стороны одноклассника, несомненно, уступающего ему по интеллекту, но сумевшего нащупать слабые места заносчивого подростка. Ситуация, из которой герой не видит выхода, заставляет его более трезво взглянуть на себя, критически оценить некоторые свои качества. Смятение, отчаяние, рефлексия героя переданы предельно честно. В конце концов, ему удается преодолеть свой страх и дать достойный отпор своему мучителю, хотя еще какое-то время после этого его не покидает внутренне ощущение себя как жертвы.

Далее следует основная часть — история любви и нравственного взросления. Перед нами современный житель мегаполиса, представитель продвинутой молодежи: он умен, образован, обладает предпринимательской жилкой, открыт миру и намерен жить ярко, интересно, насыщенно. А еще он красив, здоров и обеспечен.

Казалось бы, перед нами абсолютно благополучный молодой человек с многообещающими жизненными перспективами, которому к тому же посчастливилось встретить  настоящую любовь. Девушка Надя в чем-то его противоположность. В ее богатом внутреннем мире больше иррационального, чем рационального, она трогательна  в своем проявлении доброты и жалости ко всему живому. Но вместе с тем она не слабая, в ней есть достоинство быть такой, как она есть, упорство в достижении целей и тот самый нравственный стержень, которого не хватает герою.  Стремление Виктора оберегать и защищать любимую (в том числе и от ее собственных невротических переживаний и реакций) со временем перерастает в раздражение. Он начинает воспринимать Надю как досадную помеху в осуществлении своих стремлений к остроте и новизне ощущений, ему кажется, что он лишен чего-то важного, что эти отношения закрывают вход в другую жизнь – свободную, раскрепощенную, богатую наслаждениями. Личностные качества героя, его эгоизм вполне коррелируют с  широко распространенным  сегодня культом «брать от жизни всё».  При этом он уверяет себя, что продолжает любить Надю и расстается с ней лишь «на некоторое время». По сути, герой ставит жестокий эксперимент, и отказ Нади от участия в сексе втроем становится формальной причиной разрыва.

Михаил с облегчением «пускается» в новую жизнь без сковывающих его обязательств и ответственности. Случайные знакомства и связи, путешествия, занятия экстремальными видами спорта. И, конечно, непременное выкладывание фоток в соцсетях – словно постоянное соревнование с кем-то, кто круче, доказывание миру, что у тебя все ОК. Герой находит и то, о чем так мечтал — свободные отношения. Но чем больше он углубляется в эту жизнь, казавшуюся такой легкой и радужной вначале, тем отчетливее понимает, что в образе этом был сокрыт обман.

Марина Тюлькина, редактор издательства «Ridero»

О романе «Борьба или бегство«