Creative Writing School. Итоговое задание и мой рассказ.

Всем привет! Продолжаю рассказывать о заданиях школы Creative Writing School (мой обзор на школу — здесь, примеры заданий — здесь и здесь).

Этот пост посвящен финальному рассказу. Приведу формулировку задания, мою работу и рецензии двух мастеров: писателя Дмитрия Данилова и критика Лизы Новиковой.

Учтите: после получения первой рецензии от Данилова рассказ был переработан — как раз по его замечаниям. Так что рецензия Данилова относится к более старой версии. Но ее я приводить не буду — пусть будет последняя.

Задание

Напишите рассказ, используя все, чему мудрые джедаи вас научили. Объем — до 6000 символов с пробелами.

Моя работа

Осока

– Макс, хорош… Куда щас… – бормочет Вова, стараясь между делом не расплескать текилу.

– Посиди, – Юля обвивает Макса рукой.

– Держи, – Вова протягивает ему пополненный пластиковый стаканчик, но Макс занят: целует Юлю в губы.

От текилы внутри тепло, спокойно и даже как-то задумчиво. Вова на секунду замирает, зачем-то пытаясь удержать стаканчик так, чтобы его верх превратился в линию и совпал с горизонтом.

Со стороны поля задувает, заставляя осоку шуметь, бестолково путаясь шершавыми ломкими листьями. Ветер слегка покалывает ноги мельчайшими осколками ракушек – почти песчинками. Рябь на воде превращается в маленькие волны, украдкой лижущие берег.

Давно он не чувствовал себя так спокойно. Здорово Макс придумал, что попросил забросить их на денёк сюда… на остров. Ни кричащих сёрферов, ни парусов, ни гидриков, ни катеров. Даже солнце, уставшее от этой бесконечной канители, с самого утра скрылось за низкими белёсыми облаками, подарив прохладу.

Макс протягивает руку к стакану. Широкая ладонь, длинные сильные пальцы… Облезший нос уже вновь почернел, и улыбка на загорелом лице кажется особенно белозубой. Юля не отрывает от него взгляда. Интересно, он это видит?..

От арбуза остались корки в луже сока на пакете, но Вова примечает среди них небольшой хороший кусочек, вытаскивает его и впивается зубами. По щекам неприятно елозит сладкая мякоть, но сок освежает.

Макс вскакивает.

– Давай недалеко, Макс, ну! – кричит Юля. В её голосе и волнение, и восторг.

– Конечно! Ножки помочу только! – Макс со смехом посылает ей поцелуй.

– Ну тебя! – она кидает в него горстью ракушек, но Макс уже бежит к воде, сверкая сильными голенями. Как он вообще бегает по такому пляжу? По нему и ходить-то больно!

– Тебе подлить?

Юля не отвечает. Вове и оборачиваться не надо: он знает, что Макс плывёт кролем… Всегда забавляло его мнение, что это, якобы, выглядит особенно мужественно! Даже если делать это как-то криво, уставать, периодически глотать воды…

Вова опрокидывает стакан и встаёт, кое-как упираясь руками. Ветер как будто свистит в ушах сильнее. Может, просто из-за того, что он поднялся на высоту своего роста?.. Хотя нет, ну не настолько же, чтобы в спину подталкивать!..

А вон там уже барашки… Волны закручиваются, обгоняют сами себя, и их верхушки срываются в пену. Воздух вдалеке рябит: с косы, едва различимой отсюда, взмывают чайки.

– Пойду… прогуляюсь.

– Давай, – Юля улыбается. И вот её улыбка кажется куда более… настоящей, что ли. Никаких тебе зубов, только скромный изгиб тонких губ… Зато в уголках глаз – настоящая искренность. И… как сказать бы? Дружелюбие?

Вова просовывает ноги в шлёпки и отбывает в сторону поля. Осока здесь едва ли доходит до пояса. Отдёргивает руку: это ещё что за лиана с колючками? Да, такие кустики ничего не скрывают… зато дальше – овражек.

Юля отбрасывает голову назад и наслаждается ветром. Он треплет волосы, ласкает шею и мочки ушей, забирается под майку. Юля чувствует лёгкое возбуждение от его прохладных прикосновений.

Сколько времени так проходит? Юля не знает. Слишком тут хорошо и неспешно… Она поднимает голову, чтобы найти глазами Макса – и долго не может этого сделать. Ага, вон… далеко же он забрался.

Макс плывёт брассом, совершая быстрые гребки руками – по направлению к берегу. Пожалуй, даже более быстрые, чем обычно…

Секунда, другая, третья… Юля понимает, что что-то не так. Подбирает ноги, садясь на колени и всматриваясь вдаль. Вдруг она соображает: похоже, Макс не приближается к берегу. На воде ей чудится гигантская серебристая клякса с хвостом. Течение, что ли?

– Вова-а!

Голос её выдаёт напряжение, но не более того. И это отлично…

– Вова!

Движения Макса кажутся всё более напряжёнными, но кто разберёт с такого расстояния? Внезапно он перестаёт грести и два раза машет руками над головой. И тут же уходит под воду. Юля вскакивает на ноги.

– Макс! МАКС!

Голова Макса вновь показывается на поверхности, но теперь сомнений не остаётся: он крайне измотан.

Юля бросается к воде. Но что делать?.. Макс, конечно, учил её плавать… Хотя, когда он держал её в своих сильных руках в прохладной морской воде, она чаще начинала чихать, смеяться и брыкаться, чтобы быстрее оказаться в его объятиях… Метров пять она, однако, проплыть уже могла – и не только по-собачьи, но и лягушкой…

Стоп! О чём это она?!

А вот Вова мог бы! Он же хорошо плавает! Ведь так?! Ну конечно!

– Вова!!! Ты где!!!

Макс вновь скрывается под водой, и Юля начинает кричать что-то уже совсем непередаваемое и невыразимо мучительное.

Когда Вова наконец показывается из кустов осоки, неловко косолапя шлёпками по кочкам, Юля сидит в воде на коленях и хрипит. Затем ползёт вперёд и погружается, продолжая перебирать руками по дну…

Руки Вовы подхватывают её под мышки и тащат к берегу.

Юля лежит на спине с широко открытыми глазами. На краешке неба мечутся две птички, то показываясь, то вновь скрываясь где-то за границей видимости. Птички чёрные, маленькие и юркие. Ласточки?..

Вова до боли прижимает телефон к уху. Гудок… гудок… гудок…

Пам-пам. Вызов завершён.

Это его не удивляет – ещё с тех пор, как ментов у бабки на даче вызывал… Вновь набирает 101 и ждёт. Гудок… гудок…

Чувствует он себя… отрешённо. Так странно. Пять минут назад он лежал на пузе на холодной и влажной земле, раздвигая руками острые листья, и смотрел, как тонет его лучший друг. Макс… и течение от берега? Что ж за чертовщина?.. Соваться туда, пытаясь помочь… это было бы самоубийством.

А вдруг нет? Вдруг он смог бы?

Пять минут – в осоке – это ведь целая вечность. За это время простой вопрос можно задать себе тысячу раз, и раз триста ответить: «Я смогу! Я готов!» Шанс спасти, пусть и маленький… Маленький, маленький. Ещё семьсот раз остаётся ткнуться лбом в землю, тщетно стараясь, чтобы вышло побольнее.

Скорее всего, они остались бы там вместе.

Теперь перед Вовой простирается лишь гладь. Но он знает: в пучине таится нечто страшное, склизское, холодное и бесконечно мёртвое. А здесь, на берегу – Юля. И они живы.

Рассказ я выложил на сайт в раздел «Произведения», отзыв можно оставить на его странице

Рецензии мастеров

Рецензия Дмитрия Данилова (на старую версию):

Виктор, добрый день! Если говорить о языке, о писательской технике, о ткани текста, то здесь все превосходно. Написано прекрасным языком, описания яркие – ровно в той мере, в которой нужно, без цветистости. Персонажи тоже получились очень зримыми, при этом герои описаны по-хорошему скупо, экономно. Хорошо передано внутреннее состояние каждого из них. Вообще, с писательской техникой у вас все в порядке, я это уже понял. Единственное, к чему можно придраться в этом тексте – это, может быть, чрезмерная простота сюжета. Просто – прекрасный пловец взял и утонул. И мы даже не очень понимаем, по какой причине. То ли он стал жертвой морского хищника, то ли не справился со слишком бурным морем. Хорошо бы дать хотя бы намек (например, друзья могли бы его отговаривать: «куда ты пошел, там такой шторм, не выплывешь!»). К поведению Вовы тоже вопросы. То есть, он специально ушел подальше, чтобы не дать себе возможности прийти другу на помощь? Да, так бывает, наверное, но этот сюжетный ход выглядит в тексте не очень естественно. Но в целом – впечатления очень отрадные, спасибо.

Рецензия Лизы Новиковой:

Здравствуйте, Виктор! Очень драматическая история с неожиданным развитием. Начинается все как обычная поездка, заканчивается трагедией, — это развитие и становится главным в рассказе, — это удалось показать. Всего три персонажа и какие-то загадочно-жуткие обстоятельства: для нагнетания ужасов необязателен специальный антураж, здесь кошмаром становится сама поездка на остров. Текст получился соразмерным, компактным: все описано в деталях, но в то же время случившееся оказывается полной неожиданностью. Так что читатель неизбежно возвращается к началу текста, чтобы понять, почему стала возможна такая бессмысленная гибель Макса. Здесь как раз есть, над чем поработать. У читателя неизбежно возникнут вопросы: и желательно все же это предвидеть. Необязательно расписывать все подробно, достаточно дать несколько штрихов, чтобы показать, в чем тут дело. Друзья не смогли спасти Макса — это фатализм или все же стоит разобраться, почему они не предусмотрели опасности, не остановили его, не обеспечили возможность обратиться за помощью, вообще поехали на этот остров, где нельзя купаться. Герои — просто друзья, или здесь намечен любовный треугольник? Тогда, может, Вова не случайно позволил другу идти в воду не совсем трезвым, а сам «ушел погулять»? Что вообще за люди эти Макс, Вова и Юля? На условных «троих у моря» они все же не тянут. Есть несколько деталей, выводящих их из этого статуса, — «текила», «гидрики», — эти ребята плоть от плоти современного мира. Так что придется все же с ними разбираться (к примеру, Макс самоуверен, если все ему удается и в повседневной жизни? А Юля не только плавать не умеет, но и во всем зависит от Макса? Что у них происходило до поездки? А Вова «друг» только в кавычках?). Как подать их портреты, все же попытавшись оставить их условными «ребятами у моря», — это уже следующая ступень. Но попробовать стоит.

 

А что думаете вы? Разобрались, почему в рассказе все произошло именно так, а не иначе? Объяснение есть! Делитесь мнением в комментариях на странице рассказа! А заодно подписывайтесь на соцсети, там много всего интересного.