Может ли нищета быть лучше богатства, а мафия лучше полиции? Можно ли оправдывать торговлю детьми и сочувствовать афганским моджахедам, сражавшимся против советских войск? До прочтения «Шантарама» я бы твердо ответил: «Нет», да еще и объяснил бы, почему. Но я тут — теоретик, а вот Грегори Дэвид Робертс сталкивался с этими вопросами и принимал непростые решения.
Робертс игнорирует многие каноны построения драматических произведений. «Шантарам» — это скорее опус, в котором автор выговаривается, облекает в литературную форму собственные размышления, впечатления и чувства. Масштабная история, герой которой погружается в мир Индийской культуры с ее беззаветной радостью, стремлением делать добро, беззаконием, нищетой и бандитизмом.
Важное место в романе занимает физическое насилие. Главный герой обладает огромной силой: как физической, так и духовной, и ему каждый день приходится делать выбор, как этой силой распорядиться. Это поиск пути, который занимает всю жизнь.
Роман «Шантарам» я рекомендовал бы в первую очередь мужчинам. Впрочем, я знаю, что он весьма популярен и у женщин. Да, тут есть замечательная любовная линия. И если вы возьмете роман в руки, то не настраивайтесь на классический сюжет в духе «завязка — перипетии — кульминация», а готовьтесь с головой окунуться в чуждую нам, но во многом мудрейшую культуру.