Работая над произведением, автор доводит до совершенства (для своего уровня, конечно) каждую фразу и выучивает текст едва ли не наизусть. Автор сопереживает героям не потому, что их образы ярки и достоверны, а потому, что это он их придумал.
Создатель любуется своим творением, его глаз замылен, он не в состоянии посмотреть на продукт отстраненно. Когда мамочки постят в инстаграме бесконечные фотки своих карапузов, мне кажется, это похожее явление… И не дай бог коллеге этой мамаши, которому она сует телефон с фоткой, отметить, что ребенок обычный, а то и маленько косоват: мамаша попытается уничтожить такого критика на месте.
Нечто подобное встречается и в любительском писательстве. К примеру, моя подруга один раз прислала мне свое стихотворение и попросила оценить. Я оценил его пониже среднего, указав на недостатки, – и получил натуральную обиду.
Так вот: тем, кто намерен избегать критики, не стоит даже соваться в литературу. Можно писать в стол или показывать произведения только маме и бабушке, для которых их ребенок – всегда идеал и самый умненький.
Если же автор вознамерился создавать качественные произведения, которые будут читать люди, – нужно стремиться к любой критике. Похвалили – поблагодарить. Разнесли без конструктива, просто «все плохо» – наплевать. Разнесли с указанием миллиона недостатков – вот она, жемчужина! Нужно поблагодарить критика, а потом разобрать все указанные ошибки, выявить реально существующие и постараться их исправить.
Да, не всегда то, что кому-то не нравится, в действительности является ошибкой. Часто это дело вкуса. Если автор уверен в своей правоте – всегда можно поблагодарить критика и оставить все как есть.
И последнее. Я понимаю, чего хотела от меня подруга, отправляя свой стих. Чтобы я похвалил ее и даже восхитился – как это принято у девочек. Так вот, на мой взгляд, нет ничего хуже, чем лживые похвалы. Увы, я сталкивался с ними, и они мне неприятны. Восторгаясь неискренне, читатели создают у автора иллюзии, лишают его единственного источника правдивой информации. На мой взгляд, это – предательство оказанного доверия. И если уж читатель ни в какую не хочет говорить правду – лучше вовсе отказаться от комментариев.
А как вы относитесь к критике? И говорите ли друзьям правду, если они просят оценить свои творения?
Бонус. Отрывок из книги Джеймса Фрэя «Как написать гениальный роман», посвященный критике. Открыть.
Новые посты — телеграм-канале и в ВК