Он — грубое создание, лишенное утонченности и культуры; пустошь, поросшая чертополохом и репейником. Не воображай, моя милая, что под его суровой внешностью скрыты доброта и нежность, что он — простой селянин, этакий неотшлифованный алмаз, раковина, таящая жемчуг, — нет, он лютый, безжалостный человек, человек волчьего нрава. Я никогда не говорю ему: «Не трогай того или другого твоего врага, потому что будет жестоко и неблагородно причинить ему вред»; нет, я говорю: «Не тронь их, потому что я не желаю, чтоб их обижали». Он раздавит тебя, как воробьиное яйцо, если увидит в тебе обузу.
«Грозовой перевал» — классика зарубежной литературы. Толстая такая классика, подробная и развернутая. Из плюсов — совершенно шикарные центральные персонажи. Образ Хитклиффа цепляет сразу и надолго — а может и навсегда. Столь же прекрасна Кэти. Их история очень красива. Я читал «Перевал» в путешествии по Европе и брал книгу в руки в каждую свободную минуту: в самолетах, автобусах, на скалах между подходами, в кафе. Оторваться было очень сложно.
А теперь о минусах. Использование нескольких повествователей, которое Википедия называет «новаторским», представляется мне совершенно ненужной надстройкой. Все эти объяснения, как тот или иной персонаж что-то узнал, загромождают текст, а второстепенные герои говорят абсолютно одинаковым языком — языком автора. Второе — бесконечные совпадения, необходимые для продвижения сюжета. Впрочем, если не сильно задумываться о логике, а сосредоточиться исключительно на личностях персонажей, эти условности будут незаметны.
В итоге: шикарный роман, советую всем любителям ярких образов и романтических историй. Если логические допущения вас не смущают — удовольствие обеспечено.