Как научиться писать прозу. Часть 1 — Книги по литературному мастерству.

Предисловие

Друзья, всем привет! Тема эта родилась давно, но руки не доходили взяться. Что ж, этот день настал!

Если вы пишете только для себя, и тексты ваши никто никогда не увидит, то они, само собой, могут быть любого качества. Но вот если хочется радовать какой-никакой круг читателей, то, очевидно, нужно стараться производить качественный продукт.

Да, я считаю тексты продуктом. Некоторые из них становятся произведениями искусства. Не все. Но абсолютно все — продукт деятельности человека.

Когда я понял, что хочу писать и настроен серьёзно, то решил в первую очередь этому делу обучиться. Основные направления я определил следующие:

  1. Книги по литературному мастерству
  2. Литературные курсы и кружки
  3. Работа с литературными наставниками

Сегодня я расскажу конкретно про первый пункт, остальные будут освещены в следующих постах. Посты анонсируются в соцсетях.

Прошу учесть: все изложенное — исключительно мой опыт (весьма ограниченный) и мое субъективное мнение. Если вы с ним не согласны — добро пожаловать в комментарии! Если согласны — тоже.

Книги по литературному мастерству

Здесь я приведу свой личный список. Это будет не «топ», а просто то, что я читал, использовал и могу так или иначе оценить. Да, некоторые книги из перечисленных я считаю плохими. Начнете читать список — все станет понятно. Поехали!

Как написать гениальный роман. Джеймс Н. Фрэй

Моя оценка: 5 из 5

Автор. Джеймс Фрэй — американский писатель-романист, лауреат многих литературных премий.

Несмотря на весьма претенциозное и кричащее название, эта книга совершенно точно является моей любимой из данного списка. Ее электронный вариант давно сохранен у меня на компьютере, и я часто заглядываю в него по мере работы над текстами. Просто взгляните на список разделов (привожу их кратко):

  • Персонаж
  • Конфликт
  • Идея
  • Принципы построения сюжета
  • Путь к кульминации или доказательство идеи
  • Приемы писателя
  • Диалоги и яркие тексты
  • Редакторская правка
  • О творчестве в целом

Это же все самое основное, что нужно знать писателю-прозаику! Для тех, кто освоил приемы из первой части, Фрэй написал вторую. Она развивает и дополняет темы первой. Рекомендую ее тоже, но первая — прямо маст хэв.

Плюсы:

+ Масса полезной информации.
+ Четкая структура.
+ Большой плюс по сравнению с другими хорошими книгами: Фрэй пишет с юмором. Из-за этого читать на порядок веселее.

Минусы:

— Не знаю, можно ли назвать это минусом. Я читал обе книги внимательно и заметил, что вторая часть кое-где противоречит первой. Например, в том, может ли в романе быть несколько ключевых идей. Отсюда вытекает совет.

Совет! Ни одну книгу по писательскому мастерству не воспринимайте как догматический талмуд. Книги пишут люди, и им свойственно ошибаться. Но чтобы критиковать мастеров, надо и самому хоть в какой-то степени разбираться в вопросе.

Технология рассказа. Михаил Веллер

Моя оценка: 4.5 из 5

Цитата. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни: во-первых, он попросту быстрее пишется, во-вторых, в нем труднее халтурить, выдавать желаемое за действительное, подменяя пристальный взгляд на вещи длиннотами описаний и перечнем событий. Слабость романа может маскироваться обилием материала и многословным жизнеподобием; слабость короткого рассказа нага и очевидна.

Автор. Михаил Веллер — популярный российский писатель, автор романов и рассказов.

После книг Фрэя, пожалуй, больше всего дал мне Веллер. Тут надо сделать отступление.

Отступление. Как видно даже из самих названий книг, некоторые ориентированы больше на романы, другие больше на рассказы. НО! Большая часть технического арсенала — общая. Есть лишь определенные правила, действующие исключительно для романов и исключительно для рассказов, да и то — они весьма условны. И те книги, которые я рекомендую, я рекомендую и для романистов, и для рассказистов (шутка, новеллистов).

Веллер предлагает другой взгляд на структуру произведения, нежели Фрэй, и вводит свои понятия: замысел, конструирование, синтез… Но предложенная им система не противоречит первой, а дает другой подход, а во многом — дополняет. Например, в том, что касается генерации идей для произведений.

Главное, что Веллер в принципе дает информацию структурированно (в отличие от некоторых других авторов, о которых речь пойдет ниже).

Запомнилась шикарная классификация композиций рассказа. Например:

Цитата. Шарнирная композиция. Классический образец – новеллистика О. Генри. В узловом пункте развития действия самое принципиально важное событие изымается автором, и сообщается под самый конец. Совершенно неожиданная концовка придает всему рассказу смысл иной, нежели читатель видел до этого.

Эту композицию я использовал в рассказе  «Исключительно рабочие отношения».

Плюсы:

+ Оригинальный взгляд на структуру произведения.
+ Масса полезной информации, касающейся конкретно малой прозы.
+ Моя личная любовь — виды композиции рассказа!

Минусы:

— Большой раздел, касающийся грамматики и общения с редакторами. Для меня эта часть была практически бесполезна. Вроде бы, даже до конца не дочитал.

Кино между адом и раем. Александр Митта

Моя оценка: 3.5 из 5

Автор. Александр Митта — советский и российский режиссер, сценарист и актер.

Книгу эту я считаю хорошей. В то же время, должен сказать, что в сравнении с первой она дает прозаику очень мало нового. Однозначно очень полезным оказалось раскрытие понятия «саспенс». После прочтения этой главы я так вдохновился, что переписал последнюю треть своего рассказа «Остров дождей» (на момент написания этой статьи он еще не вышел, но скоро выйдет).

При этом, должен заметить, меня немало раздражала сумбурность многих описаний. На мой взгляд, автору исключительно не хватает строгости и структуры. А может быть, эта структура есть у него в голове, но он не может толком перенести ее в текст.

Главное, ради чего, на мой взгляд, стоит читать «Кино» — разбор трехактной структуры произведения. Почему-то в остальных перечисленных книгах я этого понятия не встречал, а ведь оно, на мой взгляд, весьма важно.

Помимо прочего, «Кино» содержит определенную информацию про работу с актерами. И хоть ее не так много, для прозаиков она бесполезна.

Плюсы:

+ Шикарная глава про саспенс.
+ Интересный взгляд на драму как на колебания между адом и раем — с увеличивающейся амплитудой.
+ Разбор трехактной структуры.

Минусы:

— Много примеров из разных произведений, из которых автор, однако, не может сделать толкового и сухого вывода.
— Многое заявляется чересчур безапеляционно. При этом утверждения, как минимум, вызывают большие сомнения.
— Сумбур. Некоторые места по пять раз перечитывал — все равно непонятно.

Как писать книги. Мемуары о ремесле. Стивен Кинг

Моя оценка: 2 из 5

Автор. Стивен Кинг — популярный американский писатель.

Для меня счастливые отношения с творчеством Кинга, к сожалению, не сложились. Почему так — тема для отдельного рассказа. Тем не менее, его гайд по писательскому мастерству я решил попробовать. Как-никак, имя известное, да и интересно было, как Кинг себя покажет в нон-фикшне.

Как вы уже поняли, я остался недоволен. Постараюсь обосновать. Кинг не пытается действительно написать полезное руководство, проработать настоящую систему, как это делают Фрэй и Веллер. Нет, он попросту ударяется в воспоминания: как он, будучи мальчиком, придумывал монстров и записывал идеи в блокнот. Серьезно, записывать идеи — замечательный совет,

Совет! Записывайте идеи. Ваш Кэп

но он довольно-таки очевидный, и от книги с названием «Как писать книги» ждешь большего. Какой-то по-настоящему полезной информации я для себя не извлек. Признаюсь честно: долго ждал, когда же она начнется, но так и не дождался. Книгу закрыл где-то на 30%. Не исключаю, что на 31% там начинаются взрывоопасные инсайды на 10 из 10. Но почему-то не верится.

Плюсы и минусы приводить отдельно не буду, тут и так все понятно.

 

Заключение

А какие книги по литературному мастерству помогли вам? Согласны с моими оценками или поспорите? Делитесь мнением!

Друзья, написать эту статью оказалось сложнее и дольше, чем я ожидал. Но буду очень рад, если кому-то она окажется полезной. Пишите мнение о статье в комментариях внизу или в соцсетях!

 

Комментарии

Под формой ВК есть обычная форма. Чтобы быть уверенными, что комментарий ВК прочитает тот, кому он адресован, начните с упоминания. Например: *victorumanskiy (Виктор Уманский). Пожалуйста, соблюдайте правила.

Оставьте комментарий