Creative Writing School (litschool.pro). Отзыв участника

Всем привет! С 10 июня по 20 августа 2018 года я учился в Creative Writing School – школе литературного мастерства под руководством Майи Кучерской. В этом обзоре я расскажу о достоинствах и недостатках этой школы – по моему личному мнению. Погнали!

Что это вообще такое

Creative Writing School (CWS) – школа литературного мастерства, основанная Майей Кучерской.

Кучерская – писатель, кандидат филологических наук, академический руководитель программы «Литературное мастерство» в НИУ ВШЭ. Именно из ее выступления на фестивале «Красная площадь» я и узнал о CWS. Точнее, кажется, я видел их сайт и раньше, но не приглядывался.

Среди преподавателей немало известных имен. Перечислять не буду, все можно найти у них на сайте.

Курсы в CWS разделяются по темам и формам. Темы самые разные: художка, нон-фикшн, литературный язык, сценарное мастерство… Есть очные курсы, есть заочные.

Мой курс

Курс, в котором я принял участие, назывался «Как писать прозу: теория и практика». Руководителем группы был писатель Дмитрий Данилов.

У курса было 2 варианта:

  1. С рецензированием – 16000 р.
  2. Без рецензирования – 10000 р.

Я сразу выбрал вариант с рецензированием, потому что второй, на мой взгляд, вообще не имеет смысла: берите книги по лит. мастерству да учитесь. И об этом я еще скажу ниже.

Курс заочный: 22 лекции (видео), 2 вебинара с возможностью задавать вопросы, 10 практических заданий (из них 8 – с рецензированием) и литература к заданиям. Весь календарный план можно посмотреть вот тут.

Итак, что же можно сказать про сам курс? Постараюсь по традиции разбить по пунктам и указать плюсы и минусы каждого. Каждое достоинство отбито знаком «+», а каждый недостаток… угадайте сами.

Материал

Лекции – это видеоролики, которые последовательно выкладываются на специальный форум. Примерно половину читает Кучерская и половину — другие лекторы.

Темы лекций можно посмотреть под спойлером:

Показать »

  • Право сочинять
  • Захват и погружение
  • Образ читателя в тексте
  • Где искать идею
  • Замысел и идея
  • Главный герой
  • Создание героя
  • Построение героя
  • Функции детали
  • Деталь
  • Правила диалога
  • Диалог
  • Искусство диалога
  • Композиция текста
  • Искусство композиции
  • Энергия и напряжение
  • Пространство и время
  • Хронотоп
  • Этапы редактуры
  • Редактура. Примеры
  • Где и как опубликовать свой текст
  • Литературные премии

+ Темы, освещаемые в лекциях, несомненно, важные. Большую часть материала писателю знать или необходимо, или крайне желательно.

— Исключительно этого материала явно недостаточно, чтобы научиться прилично писать. Если вы внимательно прослушаете все лекции, но кроме них ничего не читали по драматургии, у вас, скорее всего, останется в голове полная каша. Или, в лучшем случае, как говорится, «разрозненные знания».

+- Лично для меня минусом является то, что лекции в принципе представлены в виде видео. Я лучше воспринимаю текст. Особенно в тех вопросах, где не нужна наглядность, а большая часть хронометража лекций – это просто говорящая голова. Тем не менее, наверняка у многих дело обстоит как раз наоборот, и видео – это плюс.

Структура и логика

+ Видно, что при планировании курса его создатели старались действовать логично. Курс лекций преследует цель последовательно подготовить писателя.

+ В более глубоком смысле, в самих лекциях, структура тоже видна. К примеру, если рассматривать только лекции Кучерской, то в них я не заметил никаких противоречий. Не со всеми ее утверждениями я согласен, но, по крайней мере, они не противоречат друг другу.

— А вот если добавить к анализу лекции других преподов, то получаим кучу взаимоисключающих параграфов.

Пример:

<

Кучерская: «Второстепенному персонажу нужна одна доминирующая черта, больше не надо». Эдельштейн: «Второстепенному персонажу нужна не одна доминирующая черта, а две конфликтующих».

>

Здесь стоит сказать, что противоречивые утверждения — вообще бич драматургии и литературного мастерства. Какой-то единой классической школы не существует, есть только сотня вариантов «авторского видения». Так что противоречия — не недостаток CWS, а, скорее, свойство всей области знаний.

Стоит также упомянуть такую тему, как ясность и однозначность формулировок. Это, на мой взгляд, крайне важный для понимания фактор. И вот в некоторых важных вопросах он хромает.

Пример:

<

Одно из ключевых понятий для драматического произведения – это идея. Джеймс Фрэй в своей замечательной книге «Как написать гениальный роман» (к ней я еще вернусь) приводит различные определения этого понятия. Лично я бы охарактеризовал это понятие так:

«Идея – утверждение, доказываемое на протяжении художественного произведения».

Теперь давайте взглянем на определения из лекций CWS.

Майя Кучерская: «Идея – это смысл, сердце, душа произведения, его суть».

Правильно? Да, однозначно, правильно. Но очень уж размыто! Я это определение понял, но у меня большие сомнения, что его поймет тот, кто впервые знакомится с литературным мастерством по лекциям CWS.

Дмитрий Быков: «Идея произведения – это всегда некоторая мысль, изложенная единственно возможным образом».

Правильно? Ну… не думаю. Я с этим утверждением не согласен. На мой взгляд, идея может быть выражена в разных сюжетах и разных формах. Но важно не то, что я не согласен с Быковым, а то, что его лекция противоречит лекции Кучерской и главе из романа Фрэя, который, к слову, присутствует в литературных материалах к данной лекции.

>

Польза лекций — лично для меня

Курс CWS во многом перекликается с книгой Фрэя «Как написать гениальный роман». 3 из 10 заданий содержат в списке литературы ссылки на Фрэя, другие тоже местами перекликаются. Это не удивительно. Как я писал в своем обзоре, я считаю книгу Фрэя очень полезной.

И возникает вопрос: а нужен ли вообще курс CWS? Дал ли он мне что-то новое?

Ответ: да. Дал. Но не очень много. Однозначно новыми и полезными для меня были следующие уроки:

Лекция №2 – про использование органов чувств читателя.

Лекция №22 – про публикацию произведений. Из этой лекции, а также из общения с мастером группы я узнал про такую штуку, как «Журнальный зал». Про многие толстые журналы, там представленные, я знал и раньше, но не был в курсе, что они объединены в удобный перечень.

В остальном информация была либо не новой, либо, на мой взгляд, неприменимой. Но это не стоит записывать в недостатки курса. Человек, который за книги по драматургии не брался, скорее всего, найдет новой всю представленную информацию!

Практические задания и рецензии

Практика – вот где закрепляются знания и оттачиваются навыки. Хотя меня всегда ломает делать всякие упражнения вместо того, чтобы работать над цельными произведениями, должен признать, что составлены задания грамотно. К каждому прилагается список литературы и развернутая инструкция. Приводить тексты заданий целиком не буду, но обрисую некоторые из них своими словами:

  • Описать один физический предмет так, чтобы захватить читателя. Задействовать все органы чувств.
  • Написать внутренний монолог героя, получившего катастрофическое известие.
  • Написать опосредованный диалог с конфликтом и развязкой.
  • Написать финальный рассказ.

Это несколько примеров заданий. Всего же их 10. Плюс некоторые из них имеют несколько вариантов на выбор.

Рецензии мастера меня устроили полностью. Я не во всем был согласен с Даниловым, но это неизбежно. Главное, что подход был сугубо профессиональным и грамотным. Мне его рецензии помогли, хоть и не сказать, что дали много нового: в основном он одобрял мои работы. Но замечания, которые он высказывал, пришлись весьма кстати.

В ближайшее время несколько заданий, своих работ и рецензий Данилова на них я выложу в форме отдельных постов. Анонсированы они будут в соцсетях.

О технической стороне дела

+ Видео сняты качественно, даже стильно.

+ Общение на форуме организовано грамотно. Есть возможность задать вопрос мастеру, чем я активно пользовался.

— Громкость звука в лекциях часто пляшет. Иногда отлично слышно, а иногда приходится колонки скотчем к ушам приматывать, чтобы что-то разобрать.

Работа происходит на учебной платформе Eliademy.

+ С компа все работает замечательно.

— С мобильника – плохо. Пару раз пытался слушать лекции с мобильника, но 1) тихо, 2) в кармане от нажатия постоянно что-то перематывается или кликается, 3) медленно грузится. Работать с форумом с мобилы тоже неудобно, другой вопрос, что и незачем.

Скачать лекции официально нельзя, но при желании способ найти можно, у меня это заняло минут 15. И это, между прочим, решает вопрос с прослушкой с мобилы. Но нужно запариться: качать, а потом загружать на телефон.

Через некоторое время после завершения курса лекции становятся недоступны. За это время вам надо их запомнить или законспектировать. Ну или спиратить.

+ После завершения курса всем высылается конспект лекций.

— Этот конспект почти бесполезен. По сути, в него включены только тезисы. Например, такие:

А сама лекция длится 12 минут:

Как вы понимаете, конспекты и близко не подходят по полноте раскрытия материала к лекциям, так что рассчитывать на них не стоит.

Общение

Как я уже писал, общение на форуме организовано хорошо. Рецензию можно получить не только от мастера, но и от коллег: есть специальные ветки, где участники выкладывают свои работы и комментируют чужие. Обстановка доброжелательная.

Интересный факт. Одной из участниц CWS не понравились рецензии ее мастера, и ее перевели в группу к другому мастеру. Я считаю, это показывает клиентоориентированность школы: молодцы, что учитывают пожелания участников.

Итог

Creative Writing School – хорошая школа. Ознакомиться с теорией, пообщаться с мастером и коллегами – полезно! Но не ждите, что один такой курс сделает вас писателем. Я остаюсь при своем мнении, что самый главный и лучший обучающий материал – это книги по литературному мастерству. И, конечно, хорошая художественная литература – но это уж очевидно.

Однако сам материал качественный, а рецензии от профессионала – очень ценная штука. Так что рекомендую каждому оценить собственные знания и потребности и принимать решение.

Команда CWS явно старается предоставлять качественные услуги, я им за это благодарен и желаю успехов и дальнейшего развития!

В следующих постах я выложу несколько заданий, собственных работ и рецензий мастера. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на соцсети. Там много всего интересного. До скорого!

 

Комментарии

Под формой ВК есть обычная форма. Чтобы быть уверенными, что комментарий ВК прочитает тот, кому он адресован, начните с упоминания. Например: *victorumanskiy (Виктор Уманский). Пожалуйста, соблюдайте правила.

Оставьте комментарий