Аэропорт. Артур Хейли

Фото: ilmatar.mb, irecommend.ru (открыть источник)

Роман «Аэропорт» — первое мое знакомство с творчеством Хейли. И прошло оно так: взял я в руки книгу, почитал, закрыл… спустя примерно 2.5 дня. То есть после того, как перевернул последнюю страницу. Конечно, я делал перерывы на сон и еду, но это можно принять в расчет лишь частично, ведь снились мне сюжеты, во многом переплетающиеся с сюжетом романа.

Мир романа и сюжет

Любой хороший автор старается разобраться в предметной области, прежде чем что-либо о ней писать, ведь обратное сразу бросится в глаза человеку знающему. Но Хейли, прямо скажем, случай особый… Он действительно досконально изучил внутреннее устройство аэропорта и авиаперевозок — а это вам не бонг или трехколесный велик. И благодаря предельной конкретике читатель погружается в книгу с головой. Так что же он там видит?

На аэропорт обрушился снежный буран, поэтому администрация, наземные службы и лётный персонал вынуждены работать в условиях запредельных нагрузок. Одна полоса заблокирована самолетом, съехавшим вбок и увязшим намертво, жители соседнего городка собираются пикетировать аэропорт из-за шума, психопат хочет пронести на борт бомбу, чтобы уничтожить самолет над океаном и получить выплату по страховке… Это лишь несколько сюжетных линий, на самом же деле их гораздо больше. Развиваясь поначалу независимо, они со временем переплетаются, чтобы привести к драматической развязке.

Литературный язык и саспенс

Роман Хейли в очередной раз отсылает нас к вопросу о том, что же мы так любим в литературе. И многие говорят «язык», я же обычно говорю: «идею». Это я к чему. Нет здесь изысканного литературного языка. Напротив, язык скорее технический, даже сухой. Переживания персонажей и детали обстановки доносятся до читателя в полной мере, но форма, в которой они доносятся, сугубо информативная. И, судя по комментариям критиков, дело не в переводе: Хейли действительно так писал.

Плохо ли это? А вот и нет! Хейли и не старался разукрасить язык, он мастер в другом. А именно — в саспенсе. В нагнетании напряжения. Именно саспенс заставлял меня читать и читать не в силах оторваться. Да, схемы тут используются достаточно простые: когда героев швыряет от счастья к несчастью, скачки становятся все круче, а тем временем над всеми героями нависает опасность. Эти приемы неплохо (хоть и немного сумбурно) описывал А. Митта в своей книге «Кино между адом и раем».

Да, мы ведемся на такие приемы… но не всегда! А только тогда, когда мы верим персонажам, верим в их мотивы и уязвимость, верим в реальность мира, где все происходит. И здесь все перечисленное на высоте.

Итоги

Что же по итогам. Любителям литературных изысков я «Аэропорт» не порекомендую. А вот тем, кто любит остросюжетные триллеры, которые к тому же транслируют определенную (не чересчур сложную, но вполне осмысленную) идею — попробуйте! Оно того стоит.